+7 415 226-87-51   ⋅   Петропавловск-Камчатский

Электронные тендеры: виды, правила, особенности участия

8 августа 2023

Цифровизация давно охватила сферу закупок, поэтому в основном тендеры проводят электронно. В статье расскажем об основных видах электронных процедур и разберемся в их особенностях.

Что такое электронные торги

Электронными называют закупки, где все взаимодействие заказчиков и поставщиков проходит на специальных сайтах — электронных торговых площадках (ЭТП). Оператор ЭТП обеспечивает публикацию извещений о закупке, прием заявок и направление запросов на разъяснение, доступ комиссии заказчика к заявкам и формирование протоколов с результатами.

Электронные тендеры бывают открытыми и закрытыми. В открытых процедурах заказчик публикует извещение о закупке на ЭТП и в единой информационной системе (ЕИС) и не ограничивает количество участников. При закрытых — направляет приглашения определенному кругу контрагентов, которых считает способными выполнить заявленные условия. Закрытые электронные закупки проводят на специализированных ЭТП.

Все открытые конкурентные закупки перевели в электронный формат еще с 2022 года. Бумажные процедуры используют крайне редко — преимущественно для тендеров с гостайной.

Неконкурентные закупки — у единственного поставщика — тоже могут быть электронными, если соблюдаются условия ч. 12 ст. 93 44-ФЗ. Например, заказчик закупает медицинские изделия, произведенные в России или дружественных странах, сумма тендера не больше 5 млн рублей, а годовой объем таких закупок не превышает 250 млн рублей (п. 5.1. ч.1 ст. 93 44-ФЗ).

Доверьте участие в торгах профессионалам

Оставить заявку

Кто организовывает тендеры

Инициаторами закупок выступают заказчики — они публикуют информацию о своих нуждах. Законы обязывают разных заказчиков действовать по определенным правилам — нормы проведения электронных закупок в госсекторе и коммерческих структурах могут существенно различаться.

Работу в электронном формате организовывает оператор ЭТП и в определенных случаях может за это взимать с участников деньги (ч.4 ст. 24.1 44-ФЗ). Например, оператор берет комиссию с победителя закупки.

Оператор ЭТП обязан обеспечить равный доступ участников к торгам, непрерывность электронных процедур, надежную работу сайта и неизменность подписанных документов. (ч. 13 ст. 24.1 44-ФЗ) При этом он не может отказаться от проведения электронной процедуры (ч.1 ст. 24.1 44-ФЗ).

Какие законы регулируют тендеры

Основные правила тендеров сформулированы в ФЗ-44 — он контролирует сферу госзакупок. 223-ФЗ регламентирует закупки госкорпораций — у них больше свободы в сравнении с госзаказчиками: они самостоятельно могут устанавливать некоторые нормы и прописывать их в своих Положениях о закупках. Коммерческие организации проводят тендеры по своим правилам.

Электронные закупки по 44-ФЗ

Заказчики Участники ЭТП
  • госорганы;
  • бюджетные учреждения всех уровней: федерального, регионального, муниципального.
Юридические и физические лица (включая ИП и самозанятых), у которых нет судимостей и долгов по налогам, которые не связаны с заказчиком и не принадлежат к иноагентам и оффшорным компаниям. Заказчик может также требовать, чтобы контрагент не находился в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП).

Только восемь федеральных ЭТП из списка в ПП РФ № 1447-р от 12.07.2018:

  1. Росэлторг (Единая электронная торговая площадка)
  2. Сбербанк-АСТ
  3. РТС-Тендер
  4. ТЭК-Торг 
  5. ЭТП ГПБ
  6. Российский аукционный дом
  7. Фабрикант (ЭТС)
  8. АГЗРТ

Электронные закупки по ФЗ-223

Заказчики Участники ЭТП
  • госкомпании и их дочерние структуры; 
  • естественные монополии; 
  • организации, работающие в энергетике, газо-, тепло- и водоснабжении и других важных сферах; 
  • ФГУПы, имеющие важное значение для безопасности страны (перечень определяет Правительство);
  • компании, которые с господдержкой реализуют инвестпроекты дороже 500 млн рублей;
  • бюджетные организации, если тратят самостоятельно заработанные деньги или гранты.

Любые юридические или физические лица, в том числе ИП и самозанятые, — кроме иноагентов.

Несколько юридических или физических лиц могут выступить как один участник.

Требования к участникам устанавливают заказчики и указывают их в положении о закупке и документации о каждой конкретной закупке.

Заказчик вправе выбрать любую ЭТП — их около 300. 

Тендеры для малого и среднего бизнеса (МСП) проводят на восьми федеральных площадках для госзакупок.

Виды электронных тендеров

44-ФЗ выделяет три основных способа отбора поставщика:

  • Конкурс (открытый и закрытый) — вид тендера, где выигрывает участник, заявка которого наилучшим образом соответствует требованиям заказчика — в сравнении с заявками других участников. Критерии и их значимость для оценки заказчик указывает заранее — в извещении о закупке (ч. 4 ст. 32 44-ФЗ).
  • Аукцион (открытый и закрытый) — вид тендера, при котором допущенные до торгов участники поочередно предлагают свои цены, уменьшая начальную цену контракта на определенную величину — шаг аукциона. Если игра идет на понижение, победит тот, кто предложит наименьшую цену. Если цена снизилась до 0,5% или ниже от НМЦК, участники будут бороться за право заключить договор и победит поставщик, предложивший наибольшую цену (п. 9 ч. 3 ст. 49 44-ФЗ).
  • Запрос котировок — вид тендера, при котором побеждает участник с одобренной заявкой и наименьшим ценовым предложением. Торги не проводятся — участник предлагает цену один раз при подаче заявки.

Заказчики по 223-ФЗ могут отбирать поставщиков через запрос предложений.

Чтобы выиграть, поставщик должен предложить лучшие условия и в максимальной мере соответствовать требованиям заказчика. 

223-ФЗ также позволяет заказчикам устанавливать в своем Положении о закупках иные способы отбора участников. Эти способы не должны противоречить закону — требования к ним указаны в ч. 3 ст. 3 223-ФЗ.

Юридическая помощь для поставщиков в закупках

Получить консультацию

Особенности электронного аукциона по 44-ФЗ

Электронный аукцион считается простым и самым прозрачным видом определения поставщика: участники, чьи заявки допущены до торгов, видят цены друг друга и в режиме онлайн определяют победителя. 

Требования к заявке

Требования к оформлению заявки на участие в аукционе указаны в ст. 43 44-ФЗ. По сути, это единый пакет документов, который должен содержать:

Информацию о компании. Это решение об одобрении максимальной суммы сделки; декларация о соответствии участника единым требованиям (пп. 3–5, 7–11 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ);   документы, подтверждающие специальную правоспособность — лицензии, права на использование интеллектуальной собственности, выписки из реестров СРО и пр.; реквизиты счета для получения оплаты по контракту.

В закупках с НМЦК 20 млн рублей и выше заказчик должен установить требования универсальной предквалификации, а участники — подтвердить свой опыт исполненными за последние три года контрактами на сумму не менее 20% от НМЦК (ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ). Документы заранее направляются через оператора ЭТП и проходят проверку в течение пяти рабочих дней. Если участник не прошел предквалификацию, к закупке его не допустят.

Сведения о товаре. Это техническое предложение участника с описанием характеристик товара и указанием страны происхождения по Общероссийскому классификатору стран мира, а также документы о соответствии продукции нормам законов — это, например, нужно при поставке лекарств. 

Когда в извещении установлены запреты, ограничения или условия допуска для той или иной продукции, в заявке указывают информацию о стране происхождения товара и прикладывают документы в подтверждение этих сведений. Без подтверждающих информации и документов заявку признают иностранной (ч. 3-4 ст. 14 44-ФЗ).

Сроки подачи заявок 

Максимальный период для направления заявок отсчитывается с момента, когда заказчик опубликовал извещение о закупке в ЕИС. В закупках до 300 млн рублей и строительных тендерах до двух млрд рублей — это семь дней. В остальных случаях — 15 дней. 

Когда заказчик корректирует извещение, срок приема заявок увеличивается: в электронных аукционах до 300 млн рублей и строительных тендерах с НМЦК до двух млрд рублей — на три дня, в остальных случаях — на семь дней. Новый срок подачи заявок отсчитывают со дня, следующего за днем публикации изменений.

Порядок электронной процедуры

Аукцион начинается через два часа после окончания приема заявок. Общая длительность аукциона ограничена пятью часами, а на подачу ставки участнику отводится только четыре минуты (п. 5 ч. 3 ст. 49 44-ФЗ). На первом этапе игроки снижают цену на шаг аукциона — он составляет от 0,5% до 5% от НМЦК. 

Если участник не пришел на аукцион или не делал ставок, его минимальным предложением будет НМЦК. Если за начальные четыре минуты никто не подаст предложения, аукцион признают несостоявшимися. Контракт предложат  участнику, чья заявка соответствует требованиям извещения и подана раньше других.

После определения первого места, участники борются за второе. Это нужно чтобы иметь альтернативного исполнителя, если победитель первого этапа аукциона откажется подписывать контракт. Во второй фазе аукциона у участников есть 10 минут, чтобы подать новую цену — лучше своей последней ставки, но не ниже цены победителя первого этапа. Допускается подача цены, равной предложению победителя.

Через час после аукциона ЭТП присваивает каждой заявке номер — по возрастанию предложенной цены — и формирует протокол аукциона. Если игроки сделали одинаковые предложения, меньший номер будет у того, кто подал цену раньше.

У заказчика есть два рабочих дня, чтобы сформировать итоговый протокол.

Возьмем регистрацию в ЕИС на себя

Довериться профи

Что нужно для участия в электронных тендерах

Электронный формат значительно упрощает участие в закупках, но и требует определенной «технической» подготовки. Для работы с электронными тендерами вам понадобится:

  1. Оформить квалифицированный сертификат электронной подписи (ЭП). Цифровая подпись нужна, чтобы подавать заявки, предлагать цены и подписывать документы — она признается равнозначной личной подписи.
    С 1 сентября 2023 вводятся новые правила в сфере электронной подписи: новые сертификаты юрлица перестанут выдавать, а старые будут действовать до конца их срока, но не позднее, чем до 31 августа 2024. Перестройтесь на новый формат работы заранее и переведите сотрудников на сертификаты физлиц и машиночитаемые доверенности.
  2. Зарегистрироваться в Единой информационной системе и на тех ЭТП, где размещают тендеры интересные для вас заказчики. Регистрация в ЕИС автоматически дает право работать на восьми федеральных площадках госзакупок. Для регистрации в ЕИС руководителю или ИП нужно создать профиль компании на госуслугах.
  3. Открыть спецсчет в банке — он нужен для финансового обеспечения заявки. Плата за участие в тендере и комиссия за победу в электронном аукционе может списываться именно с этого счета. 
    Обеспечение заявки замораживается в момент ее подачи — следите, чтобы на спецсчете оставалось достаточно средств, иначе заявку вернут.

Еще один способ для обеспечения заявки — независимая гарантия (НГ). 

Список банков и организаций, которые имеют право вести спецсчета участников закупок и оформлять НГ, утверждает правительство РФ.

Для участия в закупках нужны не только технические и финансовые возможности, но и знание законодательства, анализ конкурентов, внимательность в заполнении документов. Начинать стоит с небольших и несложных закупок — например, с аукциона или запроса котировок. Внимательно изучайте закупочные законы и требования заказчиков и не стесняйтесь обращаться за помощью к профессионалам — как на отдельном этапе закупки, так и для полного ее сопровождения.

Поможем на каждом этапе закупки

От регистрации в ЕИС до заключения контракта

Попробовать


Другие новости

18 ноября

Теперь отправленные отчеты, входящие требования и сверки можно искать не только по названию, но и по коду из классификатора налоговых документов.

18 ноября

В Контур.Экстерне появилась массовая печать карточек граждан, подлежащих воинскому учету (форма 10), а также возможность указать или изменить данные сразу у нескольких сотрудников.

18 ноября

В сервисе появилась возможность заполнить и отправить заявление о возмещении расходов на дополнительные выходные по уходу за детьми-инвалидами (сообщение 120).

15 ноября

Фокус открыл новый тариф «Экспресс», разработанный специально для малого и микробизнеса. С ним компаниям и ИП по доступной цене будет открыта вся необходимая информации для быстрой и объективной оценки контрагентов.